Бернхард Симон

(нем. Bernhard Simon; 1816‒1900 гг.) ‒ архитектор,
академик Императорской Академии художеств.
  • Купить Тумба
Бернхард Симон родился 29 февраля 1816 года в небольшом городке немецкой горной Швейцарии Нидерурнэн (Кантон Гларус) в семье сапожника и фермера Бальтазара Симона и его жены Катарины.

С 1835 по 1839 жил во французской Швейцарии ‒ в Лозанне у родного дяди Фридолина Симона (1790‒1850 гг.), под началом которого в течение трёх лет учился, получив первые профессиональные навыки. По окончании обучения он стал помогать дяде в ведении строительных работ, а также выполнил собственный проект пастората (дома пастора). Симон тогда же проявил себя и как подающий надежды автор инженерных сооружений, восстановив, построенный по проекту кантониального инженера мост в муниципалитете Бельмонт.

В 1837 году с согласия дяди Симон начал работать с архитектором Хенри Франсэ (1804‒1841 гг.), активно участвуя в проектировании, составлении сметы и в строительстве здания отеля Гиббон в Лозанне (снесён в 1921 году). Существенно преуспев и накопив средства, Симон в мае 1839 года уехал в Париж, где получил стажировку с целью следом поехать в Санкт-Петербург.
  • Купить История названия села Быково
Пробыв в Париже всего два месяца и встретившись там со своим старшим братом – фортепианным мастером Бруденом Себастьяном, Симон в его сопровождении уехал в Россию. Вероятно, именно этим периодом и объясняется французское написание и произношение имени архитектора в отечественной литературе.

Сдав успешно экзамен на звание неклассного художника в Императорской Академии Художеств, Симон вскоре обретает своего первого серьёзного заказчика – адмирала Меншикова (1787‒1869 гг.), который дал ему в 1841 году заказ на проект нового моста в Санкт-Петербурге. Результатом этой работы стало представление Симона наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу и вскоре лично императору Николаю I.


Фото: Портрет Бернхарда Симона
  • Купить Тумба
Через три года успешной петербургской карьеры в 1843 году граф Иван Илларионович Воронцов-Дашков поручил Бернхарду Симону перестройку своего подмосковного имения Марьино в селе Быкове. Этому предшествовала череда заказов от членов круга И.И. Воронцова-Дашкова, первым из которых был несохранившийся до наших дней дворец двоюродного дяди графа – дипломата в Австрии, обер-камергера Д.П. Татищева (Караванная ул. д.10). Способствовала встрече Симона и Татищева княгиня С.А. Радзивилл (ур. Урусова). Впоследствии, по воспоминаниям самого архитектора, граф Татищев рекомендовал Б. Симона ряду его будущих заказчиков, а также назначил ему пансион, поручив одновременно дела по исполнению своего завещания.

В период реконструкции усадьбы Быково Симон в 1846‒1849 гг. оформлял интерьеры в столичном доме Нарышкиных/Шуваловых, ставших его самой знаменитой архитектурной работой, занимался созданием интерьеров Юсуповского дворца на Мойке. К этому периоду также относятся перестройки дворцов Стефана Голынского в Кричёве Могилёвской губернии и строительство городской усадьбы Толстых в Москве на Воздвиженке (снесена в 2003 г.)

Фото: Юсуповский дворец Шувалова. Дубовая столовая
  • Купить История названия села Быково
Ансамбль усадьбы Быково/Марьино в бывшем Бронницком уезде близ Москвы известен нам, прежде всего, как один из ценнейших памятников архитектуры и садово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Быково ‒ яркий образец архитектуры николаевского времени.

В своих воспоминаниях Б. Симон именует дом в Быково «Шато Марьино», обновляя главное строение в усадьбе Б. Симон сохранил основные габариты дома графа М.М. Измайлова, стоявшего на этом месте.

Обновлённый дворец наряду с парком должен был стать главным подмосковным имением графов Воронцовых-Дашковых. Задача архитектора заключалась в создании новой постройки, сочетавшей репрезентативную и мемориальную функции. Несмотря на существенную перестройку, обновленное здание определённо должно было унаследовать черты старого дома.


Фото: Один из эскизов дворца 1850-е годы. Бернхард Симон
  • Купить Тумба
Осмысливая созданный Симоном облик замка, нужно отметить, что архитектор был верен избранному стилю неоренессанс. Он придерживался его в большинстве своих работ в России и в Швейцарии. Это направление только начинало осваиваться в российской архитектуре, благодаря вкусам императора Николая I, супруга которого – Александра Фёдоровна принадлежала к прусскому королевскому дому.

Б. Симон сохранил традиционное разделение главного усадебного дома на мужскую (западную) и женскую (восточную) половины.

Библиотека и столовая на мужской половине и салон графини на женской половине расположены симметрично относительно музыкального салона и вновь созданного вестибюля.

В салоне графини доминировали рыцарские атрибуты и аллегорические композиции. Столовый зал украшали медальоны семьи Воронцовых.


Фрагмент гостиной главного дома усадьбы Быкого. Госкаталог. 1920-е
  • Купить История названия села Быково
Центром всей этой композиции стал овальный вестибюль, где над входным порталом в библиотеку был вмонтирован скульптурный профильный портрет (по чертежу из альбома Б. Симона в ГНИМА). Возможно, это было изображение первого владельца усадьбы – М.М. Измайлова, повторявшее его портрет с надгробия в Донском монастыре.

Музыкальный салон был декорирован фигурами купидонов с лепными изображениями раковин и рельефными орнаментами на потолке. Это должно было подчеркнуть главенствующее значение этого зала как центра старого дома.

При перестройке дома в Быкове Б. Симон наследовал методу
В.И. Баженова и М.Ф. Казакова, сочетая одновременно древние «готические» (романские) и классицистические (ренессансные) приёмы и делая это безукоризненно.


Фото: Профильный портрет М.М. Измайлова
  • Купить Тумба
В процессе строительства Бернхард Симон с 1843 года до четырёх раз в год бывал в Быкове, где строительными работами руководил его младший брат – Бальтазар Симон, служивший семье Воронцовых-Дашковых более 45 лет.

О брате архитектора осталось скупое свидетельство в воспоминаниях крестьянина Ф.И. Чурилкина, записанных последним владельцем усадьбы А.Н. Ильиным. Говоря о пожаре Гостевого дома 7 декабря 1854 г., Чурилкин говорил, что в тот момент «молодой владелец, граф [Илларион Иванович] Воронцов-Дашков, находился в это время вместе с главно-управляющим Симоном на медвежьей охоте в Вышнем Волочке».

Упомянутый Гостевой дом был одной из тех построек, которые Симон перестроил в Быкове.


Эскиз гостевого дома в Мавританском стиле усадьбы Быково
  • Купить История названия села Быково
По проекту Симона был также немного расширен и отремонтирован кухонный флигель, оранжереи (после 1853 года) обрели новые фасадные решения в мавританском вкусе (по образцу гостевого дома), были восстановлены павильон Эрмитаж и ротонда на пруду («Павильон трёх философов»). По-видимому, отремонтирована и церковь, в верхнем храме которой по проекту Симона были созданы новые царские врата. Вносимые изменения в сохраняемые в прежнем виде постройки XVIII столетия были небольшими, но ощутимыми.

Работы в Быкове не ограничились перестройкой существовавших павильонов. В новой и практически ныне утраченной восточной части парка, разбитой по склону реки Быковка, Б. Симоном была спроектирована часовня над источником и ансамбль зданий Швейцарской фермы в русском стиле, остатки которой были уничтожены после 1991 года.


Фото: Эрмитаж. Съемка 1910‒1912 гг. Госкаталог
  • Купить Тумба
Следует отметить, что расширение территории усадьбы потребовало и перепланировки села Быково, которая была осуществлена по проекту архитектора вместе с возведённым им комплексом из трёх строений больницы. Её сохранившийся левый корпус (Шоссейная улица д.303), можно по праву считать ещё одной работой архитектора.

Итогом работ Бернхарда Симона в Быкове стало создание одного из выразительных памятников дворцово-паркового искусства середины XIX столетия, сопоставимого в определённой мере лишь с Марфино, Графской Славянкой Ю.П. Самойловой и петергофской Александрией.


Фото Виноградова. Усадьба Быково. Лестница, ведущая к пруду (напротив павильона Эрмитаж) 1925 г.
  • Купить История названия села Быково
Симону предстояло провести большую работу по полной перепланировке парка, ремонту и перестройке всех бывших там строений, а также сохранить в своих чертежах все построенные и возобновлённые строения. Благодаря графике Симона из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева и новым, ранее неизвестным чертежам из швейцарского альбома архитектора до нас дошли изображения старого главного дома, павильона Эрмитаж, гротескового мостика, въездных ворот и других ныне утраченных строений. Благодаря этим документам есть не только возможность лучше представить исторический облик усадьбы, но и надеяться на воссоздание многих её утраченных строений.

1853 году Бернхард Симон получил звание академика архитектуры.


Фото с чертежей Б. Симона. 1851 г. 34. Входные ворота в парк. Фасады.
  • Купить Тумба
Великолепными образцами интерьеров, созданными великим архитектором можно наслаждаться сегодня во Дворце Юсуповых на Мойке, в роскошных залах Шуваловского дворца (наб. р. Фонтанки, 21 ‒ Итальянская ул., 39.) и возможно в скором времени в усадьбе Быково…

По состоянию здоровья в 1854 году Бернхард Симон вынужден был вернуться в Швейцарию. В 1868 году Бернхард Симон, приобрел земли в месте Бад Рагац, названные им «двор Рагац», и право свободного пользования термальным источником на сто лет. По договору купли и концессии архитектор обязался возвести грандиозный гостиничный комплекс с парком, павильоном с питьевыми фонтанчиками, курзалом и общедоступными банями к курортному сезону 1870 года. Роскошный и новаторский Гранд Отель Квелленхоф приветствовал своих первых гостей 10 июля 1869 года. В 2019 году, масштабная реставрация вернула отель в новую эру роскошного гостеприимства.


Фото: Гранд Отель Квелленхоф
  • Купить История названия села Быково
В 1871 году Симон строит первый в Европе крытый термальный бассейн, а в 1872-м Бад-Рагац уже известен как один из самых модных курортов, куда во время высокого сезона съезжаются богатые и знаменитые. Так Бернар Симон становится основателем сегодняшнего роскошного курорта. Архитектор умер в 1900 году и был похоронен в Бад-Рагаце с почестями.

В городе Бад-Рагац находится музей, посвященный жизни и творчеству архитектора Бернахарда Симона, сотрудники музея предоставили материалы по строительству усадьбы Быково искусствоведу Б.Н. Бочарникову. Текст подготовлен на основе его научных изысканий.


Фото: Гранд Отель Квелленхоф. Термальный бассейн

Архитекторы усадьбы Быково

Изображение

Василий Иванович Баженов

Василий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Он изучал архитектуру в Париже и Риме, ему предлагал работу Людовик XV, а в Италии архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки ‒ крупном объединении художников. Однако на родине проекты Баженова постоянно отклоняли, а его работу передавали другим мастерам. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.
Перейти


Другие статьи про историю усадьбы Быково

  • Изображение
    Владельцы усадьбы Быково
  • Изображение
    Архитекторы усадьбы Быково
  • Изображение
    Главный усадебный дом
  • Изображение
    Ротонда
    «Павильон трёх философов»

  • Изображение
    Храм Владимирской иконы Божьей матери
  • Изображение
    Сохранившиеся интерьеры Дворца
  • Изображение
    Утраченные объекты
  • Изображение
    Эскизы и чертежи памятника архитектуры конца XVIII века Усадьбы Быково
  • Изображение
    История усадьбы Быково