Треугольный пруд усадьбы Быково составляет часть первоначального водного каскада, который неоднократно перестраивался с момента своего создания. Согласно плану 1766 года на его месте располагалась сложная цепь водоемов и каналов. В перспективе ныне существующего пруда при Михаиле Михайловиче Измайлове был построен павильон «Эрмитаж», справедливо связываемый с авторским почерком архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова.
Эрмитаж (от фр. ermitage ‒ приют отшельника, скит) служил местом уединения и отдыха, где проводили приёмы и частные встречи, что определило его расположение в глубине парка на отдалении от главного усадебного дома и храма.
Фото: Эрмитаж. Съемка 1910-1912 гг. (госкаталог)
Фасады были оформлены изящными белокаменными пилястрами ионического ордера, во фризе антаблемента были помещены медальоны с гирляндами, а первый ярус был подчёркнут глубокими нишами. Планировка состояла из большого двусветного круглого зала и кабинетов, расположенных на обоих этажах здания.
В период реконструкции середины XIX века павильон был отреставрирован, а на противоположном берегу со стороны главного дома была устроена белокаменная пристань по проекту Бернхарда Симона. На рубеже 1920-1930-х годов павильон подвергся разорению и вскоре был разобран. Его фундамент поныне находится на своём месте.
Фото: Павильон Эрмитаж 1928 г.
При строительстве Эрмитажа М.М. Измайлов использовал всю доступную новомодную «инженерию» того времени имел, к примеру, подъемный механизм для сервированного явствами стола с первого на второй этаж (аналогичный механизм можно в наши дни посмотреть в Екатерининском дворце в Царском селе). При реконструкции усадьбы вместо утраченного подъёмного механизма в павильоне Эрмитаж архитектор Бернхард Симон, сохранив конфигурацию первоначального свода верхнего зала, объединил пространство первого и второго этажей, создав великолепный двусветный зал с внутренним балконом.
Фото: Пример подъемного механизма, для сервированного стола из Екатерининского дворца, Царское село
Открытка 30-х годов. Быково. Пруд и Беседка "Эрмитаж"
Роспись в интерьерах дворца. Изображение Эрмитажа
Павильон Эрмитаж, начало ХХ века. Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева
Павильон Эрмитаж 1910-1912 гг. Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева
Пример подъемного механизма, для сервированного стола из Екатерининского дворца, Царское село
Причал у павильона Эрмитаж 1900-е гг. Из собрания ГНИМА им. А.В. Щусева
Усадьба Быково. Лестница, ведущая к пруду (напротив павильона Эрмитаж) 1925 г.
Эрмитаж. Главный фасад и разрез. Фотокопии с чертежей архитектора Бернхарда Симона 1851 г
Мосты
Островок, ротонда и ажурный мостик 1890-1911 гг.
Висячий ажурный мост на остров с ротондой, 1913 г.
Бетонный мостик1970-1985 гг.
Бетонный мостик1970-1985 гг.
Бетонный мостик1970-1985 гг.
Деревянный мостик к беседке-ротонде 1950-1954 гг.
Деревянный мостик к беседке-ротонде
Мост в парке. Фасад, план и разрез
Часовня
Часовня над источником 1914 г.
Роспись в интерьерах дворца. Изображение часовни над источником
Грот
В 18 веке искусственные пещеры и гроты стали неотъемлемой частью усадебных парков в России. На фотографии мы видим грот в усадьбе Быково ‒ вход в который выложен большими живописными камнями, сооружение типичное для парков екатерининского времени. Для создания и оформления гротов и пещер привлекались особые мастера. В глубине парка, на фоне природы грот или пещера казались входом в некий таинственный мир. Считается, что в усадьбе Быково через искусно отделанный грот можно было попасть в подземный ход и прогуляться по лабиринту туннелей, сооруженному по проекту В. Баженова.
Грот. Открытка 1904-1908 гг.
Швейцарская ферма
Относительно недавно утрачена Швейцарская ферма, которая в виде амфитеатра располагалась на береговом мысу, на восточной границе имения. Ее красного кирпича здание для варения сыров снесено, на этом месте построены подземные гаражи.
Швейцарская ферма. Главный фасад и поперечный разрез
Швейцарская ферма. Боковой фасад и продольный разрез
Швейцарская ферма. Людские. Фасады
Гостевой дом
Гостевой дом был одной из тех построек, которые архитектор Бернхард Симон перестроил в Быково. В швейцарском архиве Бернхарда Симона сохранились чертежи его фасадов и акварельный вид с западной стороны, дает представление об этом полностью утраченном элементе первоначального усадебного ансамбля XVIII века. Пристроенные и наложенные на фасады белокаменные резные декоративные плоскости, сочетающие готические и мавританские черты не входили в диссонанс со строгой классицистической архитектурой сохраняемых фасадов. В записях А.Н. Ильина Гостевой дом с флигелями к 1910 году не существовал в том виде, каким его перестроил Бернхард Симон.
Эскиз гостевого дома в Мавританском стиле
Въездные ворота
Главные ворота были настоящим украшением парка, утрачены в начале ХХ века при Ильиных.
Входные ворота в парк. Фасады
Конюшни и людские
Людские и конюшня. Главный фасад
Людские и конюшня. Задний фасад
Людские и конюшня. Первой поперечный разрез
Людские и конюшня. Второй поперечный разрез
Людские и конюшня. Продольный разрез
Теплая оранжерея для ананасов
Теплая оранжерея для ананасов. Фасады и разрез
Пристань на пруду
Пристань у Треугольного пруда напротив павильона Эрмитаж
Пруд и беседка Эрмитаж1900-1906 г.г.
Материал подготовлен на основе научных работ:
Б.Н. Бочарников. Усадьба Быково в контексте русского периода творческой биографии архитектора Бернхарда Симона. А.Р. Вайнтрауб. Историческое описание усадьбы Измайловых в селе Быково. И.А. Лисина. Село Быково.
Эскизы и чертежи памятника архитектуры конца XVIII века Усадьбы Быково
Фотокопии с чертежей архитектора Бернхарда Симона 1851 г. предоставлены московским областным отделением ВООПИК.